#4#
Гражданское население располагалось в городе, а в крепости размещался гарнизон. Количество солдат в разные годы колебалось, возрастая до 2 тыс. чел. Служить в Каменце считалось честью и нередко местные горожане пытались исполнять военные обязанности, но все таки для крепости пытались подбирать военнослужащих из получивших европейское образование поляков и немцев. Архитекторы, строившие башни крепости, большей частью тоже были западноевропейского происхождения.#6#
Под стенами крепости держали Каменец в осаде и казаки Максима Кривоноса, Богдана Хмельницкого и его сына Тимоша. Да, можно было достичь своей цели, но единственным путем – выморить людей жаждой и голодом, выиграв время. Но слухи о приближении польской армии на помощь братьям заставляли казаков отступать.
Только в 1672 г. нашелся и на Каменец укротитель. Поляки верили в самозащищенность города и не спешили с помощью, а за три недели осады турецким султаном Магометом IV по главной восточно-польской тверди уже ходили эпидемии и мор. В гарнизоне 2 тыс. солдат без квалифицированных военно-командующих не могли противостоять 150-170-тысчной армии турок и татар. Трагически погиб комендант крепости Ю.-М.Володыевский. В конце концов, власти города решили капитулировать. Так начался 27-летний период турецкого правления в Каменце.
Турки разрешили желающим покинуть город, что сделали много поляков и армян, и начали наводить свои порядки. Лучшие церкви превратились в мечети, были построены новые здания, укреплены или разрушены старые. В Каменце действовали 7 мечетей, 3 минарета, турецкие бани, гарем, дом паши и др. Пользуясь случаем, в город быстро проникли евреи, заняв свое традиционное место в торговле.
Осознав огромнейшую потерю, поляки никак не могли смириться с властью турок на их территории и придумали план. За полгода была возведена громадная крепость в Окопах, недалеко от места, где Збруч впадает в Днестр, откуда были видны Жванецкая и Хотинская крепости. Оттуда польские загоны регулярно нападали на турецкие войска и купцов, передвигающихся по дороге из Хотина в Каменец и наоборот. Турки несли постоянные потери солдат и провизии. Кроме этих набегов, походы Петра I против них и восстания других народов заставляли Османскую империю сокращать свои необъятные владения. Поэтому турки, прописав всего 27 страниц в истории Каменца, возвратили город обратно полякам, заполнив в мирном договоре пункт о сохранении минарета при главной мечети султана – кафедральном храме св. ап. Петра и Павла и проповеднического мраморного амвона в мечети любимой жены султана Хозеки – костеле св. Николая. Они вместе с турецкими названиями многих зданий и улиц свидетельствуют о кратком, но сыгравшим не последнюю роль в городе османском периоде.
В ХVIII в. многие здания военного и культурного характера реставрировались и улучшались, возникали новые объекты. Но было ясно, что Каменец уже никогда не возвратит себе прошлого имени и чести.
После второго разделения Польши в 1893 г. Каменец переходит под крыло Екатерины II. Губернский центр Российской империи приобретает новое лицо. Растет количество населения, развивается наука и крепости теряют свое значение. Возникает потребность в расширении территории. В ХIХ в. Каменец расстраивается и включает несколько районов: Старый и Новый город, Русские и Польские фольварки, Белановку. Появляются новые административные здания, семинария, школы, больницы, церкви, частная собственность и т.д. Это город дворян и интеллектуальной элиты, богатых помещиков и евреев. Здесь ведут борьбу с политикой царского двора декабристы Рылеева, соратники У.Кармалюка, польские повстанцы и национально настроенное местное население. Это время русификации, тюрем и ссылок, время ассимиляции национальных меньшинств и насильнического насаждения имперских идей.
Расцвет Каменца приходится на польский период правления. Королевский двор восстанавливает Магдебургское право, которым город пользовался еще с 1374 г. Важнейшая роль принадлежит ремесленникам и торговцам. В ХVI в., по некоторым данным, в Каменце проживало 12 тыс. чел. (для сравнения в Киеве было 15 тыс. чел., в Львове – 18 тыс. чел.), действовало 18 ремесленых цехов, где работало около 400 мастеров. Ремесленники арендовали башни, поддерживали их в хорошем состоянии, материально заботились о храмах.
Через Каменец проходил торговый путь, и купцы платили дань за проезд этой дорогой. Город достигал уже такого экономического развития, что конкурировал со Львовом в данной сфере. В Каменце разворачивается бурная торговая жизнь. Запасы товаров хранились в подвалах домов, а вот с питьевой водой было трудно из-за отсутствия родников на скале. Ее доставляли в центр армяне – основная группа торговцев в Каменце, так как евреев не впускали в город польские власти. Права армян тоже всячески утеснялись, но, тем не менее, они, чья стихия – торговля, были людьми далеко не бедными и часто добродетельными: армяне строили храмы, больницы, и даже пожертвовали деньги на водопровод, которые куда-то власти подевали…
Только городу большого значения давалось право на пять годовых ярмарок и еженедельные торги. Но центральная площадь Каменца превратилась не только в многолюдный базар, но и в место позора. Здесь действует суд, в основные обязанности которого входит политическая расправа с непокорными. По нечеловеческим законам Средневековья, на главной площади на глазах народа казнили преступников. А в подземельях ратуши, подальше от человеческого глаза и уха, работал палач и только при жестких процедурах признания осужденного считались правдивыми и записывались. Уже позже на этой площади был проведен суд трех пашей над Юрком Хмельницким, казнили гайдамаков, бичевали Устима Кармалюка и др. Теперь же только молчаливые стены подземелья хранят тайны сверхъестественных страданий человека и сверхжесткой эпохи с огромной ролью церкви, невзирающей на науку Иисуса Христа о милосердии.
Каменец был известным религиозным центром. Каждая община имела свой кафедральный храм и епископа – польского католического, русского православного и армянского-монофизита. В ХVII в., согласно топографическим планам, в Каменце действовало больше 30 церквей, т.е. по десятке принадлежало каждой из национальных общин. Есть даже воспоминание о лютеранской церкви в крепости, что свидетельствует о пребывании немцев на службе. Духовенство не только заботилось о моральной духовной жизни горожан, но и материально поддерживали город: епископы и даже папы римские жертвовали деньги на сооружение башен крепости.
При Польше Каменец приобретает всемирную известность, как крепость, которую практически невозможно завоевать. Многие замки современной Западной Украины подвергались частым захватам то турками, то казаками, но не каменецкая. Конечно, было несколько попыток взять город, но они не увенчались успехом. Юмористический рассказ о турецком султане Мехмеде II, который, реально оценив защитные данные каменных зданий и свою неспособность войти в город, спросил местных: «Кто построил эту твердыню?» — «Сам Бог» — ответили люди. Тогда султан сказал: «Если Бог такое построил, то пускай сам это и завоевывает!».